Трассы особого назначения

Новости 20.12.2016

В ведении ФКУ «Центравтомагистраль» находятся две по-своему уникальные дороги. Это федеральные трассы А-107 «Московское малое кольцо» и А-108 «Московское большое кольцо», в народе именуемые «бетонками».

Первая «бетонка» –  трасса А-107 – располагается на расстоянии 35-50 километров от центра Москвы, вторая – А-108 – в 70-90 километрах. Обе дороги были построены в 50-е годы прошлого века. Проходят они через города Звенигород, Голицыно, Клин, Ногинск, Электросталь, Орехово-Зуево и другие населенные пункты.

Долгое время эти дороги были «невидимками» -  на картах и указателях «бетонки» не обозначались до начала 90-х годов.  А все потому, что строились они в обстановке строгой секретности для транспортных нужд противоракетной обороны Москвы.

Дороги с историей

Обострение отношений между СССР и США в послевоенные годы и последовавшая за этим эпоха холодной войны послужили предпосылками для разработки системы защиты от нападения с воздуха. 9 августа 1950 года, секретным постановлением Совета Министров СССР № 3389-1426, было официально принято решение о создании зенитной ракетной системы «Беркут», позже переименованной в С-25. Перед разработчиками стояла задача построения системы ПВО, через которую не мог бы проникнуть ни один самолёт. Потому был выбран круговой характер обороны, позволяющий отразить удар с любых направлений.

Всего было построено 56 противоракетных комплексов, и связали их две кольцевые дороги, которые сегодня известны как федеральные трассы А-107 и А-108. Распространено мнение, что обе дороги возводились из бетонных плит, которые стелили друг на друга в несколько слоев.  Отсюда и название – «бетонки». «Это и правда, и неправда. Дороги строили из бетона, но не из плит. Бетон заливался по технологическим захваткам, каждая из которых была протяженностью 200-300 метров. Ширина проезжей части была от 4 до 5 метров, толщина бетона не более 25 сантиметров, а кое-где и всего 15 сантиметров. При капитальных ремонтах мы полностью перерабатываем этот бетон, и он весь становится частью новой дорожной одежды», — рассказывает главный инженер ФКУ «Центравтомагистраль» Константин Могильный.

Система ПВО была создана в кратчайшие сроки. Уже 7 мая 1955 года она была принята на вооружение постановлением ЦК КПСС и Правительства СССР. Комплекс простоял на вооружении 30 лет, обеспечивая неприкосновенность советского воздушного пространства.  И все это время обе дороги оставались секретными, хотя местные водители, конечно, знали об их существовании и пользовались ими для проезда.

Лишь в начале 90-х годов малое и большое московские кольца появились на картах. К тому времени они уже почти полностью покрылись асфальтом, и название «бетонки» стало лишь отзвуком народной памяти о прошлом двух особенных дорог.

Настоящее и будущее

Транспортное значение «бетонок» велико и в наши дни. Дорогами пользуются не только жители Подмосковья и дачники – обе трассы являются важными транзитными дорогами. Кольца связывают ключевые федеральные магистрали, ведущие из столицы в направлении Санкт-Петербурга, Архангельска, Челябинска, Минска, Киева, Риги и других городов России и зарубежья.

Интенсивность движения по малому кольцу А-107 составляет  от 9 до 25 тысяч автомобилей в сутки, а по дороге А-108 – от 5 до 21 тысячи автомобилей в сутки. Пиковые нагрузки приходятся на летний сезон, особенно много машин на трассах в выходные дни.

 С тех пор, как движение по МКАД для грузовиков ограничили, доля грузового транспорта на обоих кольцах серьезно возросла и продолжает увеличиваться. И хотя в недалеком будущем дороги А-107 и А-108 ждет статус дублеров платной центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), их развитию уделяют пристальное внимание. Наибольший объем ремонтных работ на дорожной сети ФКУ «Центравтомагистраль» приходится именно на эти трассы. В 2016 году на дороге А-107 отремонтировано 50 километров, а на А-108 — 70 километров.

 В  планах дорожников построить транспортные обходы трасс А-107 и А-108 вокруг Орехово-Зуево, Дмитрова, Бронниц, Ульяново. Другая важная задача – возвести путепроводы в местах пересечения обеих дорог с железнодорожными путями. «Мы уже построили два путепровода на трассе А-107 «ММК» в 2014 году, — рассказывает  начальник ФКУ «Центравтомагистраль» Вячеслав Петушенко. —  Еще два объекта на А-108 «МБК» открыли в текущем году. Благодаря этой работе автомобилистам больше не придется стоять в пробках перед железнодорожными переездами,  а движение по обоим кольцам станет быстрее, удобнее и безопаснее».

left
right