Новости с сайта Росавтодора

Сегодня, 15 ноября, исполняется год с момента запуска системы «Платон» на федеральных автомобильных дорогах страны. Главным результатом ее работы стало предоставление регионам России 22,9 млрд рублей на ремонт дорог, а также строительство и ремонт мостов и путепроводов.

Первые собранные системой «Платон» средства в размере 10,85 млрд рублей в мае были выделены из госбюджета на ремонт дорог, которые находились в самом критичном состоянии на 1 января 2016 года. По итогам дорожного сезона удалось отремонтировать более 1000 км самых проблемных дорог в регионах. Ремонтные работы полностью завершены в 40 городах и субъектах Российской Федерации. К примеру, в Петрозаводске из 230 городских улиц – треть отремонтирована на средства системы «Платон».

Кроме того, еще 12,1 млрд рублей (с учетом прогнозных поступлений в бюджет) в этом году уже были направлены в 19 субъектов на строительство, реконструкцию и ремонт 31 искусственного сооружения (мостов и путепроводов), первый из которых Затонский мост в Уфе был открыт уже в октябре 2016 года. В 2017 году будут построены еще четыре мостовых перехода в Нижегородской и Ростовской областях, а также Республике Алтай и Карелии. В 2018 году предполагается ввести в эксплуатацию Фрунзенский мост в Самаре, а в 2019 году - мост через р. Волгу в подмосковной Дубне. Также за счет сборов системы «Платон» до конца 2017 года отремонтируют 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях.

Благодаря налаженному диалогу между государством и бизнес-сообществом за первый год работы «Платона» был выработан и реализован ряд важных мер, упрощающих процесс перевозок с учетом действия системы: снижены штрафы за нарушения, введена постоплата, созданы удобные дополнительные сервисы для пользователей. Пользователи системы были освобождены от уплаты транспортного налога (на суммы выплат в системе «Платон»).

Регистрация пользователей системы

По итогам года работы «Платона» пользователям выдано 570 тыс. бортовых устройств, также оформлено более 10,5 млн маршрутных карт. Количество зарегистрированных в системе транспортных средств свыше 12 тонн увеличилось на 40% и достигло 771 тыс. транспортных средств. Напомним, что по данным статистики из числа зарегистрированных в России автомобилей массой свыше 12 тонн не более 1 млн. грузовиков выезжают на федеральные трассы – остальные перевозчики осуществляют доставку грузов исключительно внутри региональной и местной дорожной сети (например, перевозку товаров между складами или торговыми точками). Кроме того, значительная доля автомобилей из числа потенциальных пользователей системы освобождена от внесения платы при проезде на федеральных трассах (транспортные средства для перевозки людей, военная техника, машины пожарной охраны, полиции, медицинской помощи, аварийно-спасательных служб). Также следует учитывать, что на учете в ГИБДД остается значительное количество транспортных средств, которые по техническим причинам уже являются непригодными к эксплуатации. В связи с этим процент охвата «реального» рынка системой «Платон» уже на сегодняшний день может превышать 80% целевой аудитории.

Среди пользователей системы 60% составляют физические лица, 20% - юридические, еще 20% - индивидуальные предприниматели. Кроме того, зарегистрировано свыше 118 тыс. автомобилей перевозчиков из иностранных государств.

Контроль за перевозчиками

Запуск системы «Платон» привел к тенденции сокращения «серого» сегмента грузоперевозок. Это способствует тому, что все предприниматели получают равные условия работы на рынке за счет искоренения демпинга. В настоящее время продолжается модернизация и усиление системы автоматического контроля за перевозчиками. Работы осуществляются в соответствии с установленным в концессионным соглашением графиком. Сейчас для фиксации факта внесения платы от конкретных автомобилей, передвигающихся по федеральным трассам, задействовано 100 автомобилей мобильного контроля и 194 рамки стационарного контроля. Система контроля передает данные фото- и видео-фиксации автомобилей, проезжающих без оплаты, в ГИБДД в автоматическом режиме. Уже к июлю 2017 года количество стационарных рамок вырастет до 491 конструкции.

Планы по распределению средств системы «Платон» в 2017 году
Благодаря запуску системы «Платон» у государства появилась возможность претворять в жизнь инициативы регионов, у которых без дополнительного источника финансирования не было шансов на реализацию исключительно за счет местного бюджета. В этом году в Росавтодор поступили первые заявки на региональные дорожные инвестпроекты, которые с 2017 года претендуют на софинансирование за счет сборов системы «Платон». Общая протяженность новых дорог достигает 240 километров.

Среди объектов-претендентов: обход Хабаровска, строительство обхода Перми с мостом через реку Чусовая, строительство Восточного выезда из Уфы в Башкортостане, строительство моста через реку Обь в Новосибирске.

Влияние системы на инфляцию и цены

В момент запуска системы многие, в том числе и перевозчики делали громкие заявления о том, что запуск проекта приведет к удорожанию перевозимой продукции на десятки процентов. Выказывались опасения о возможных перебоях в поставках грузов, особенно в преддверии новогодних праздников. Однако эти сценарии не оправдались.

Влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции оказалось несущественным. Это подтвердили и Минфин России и Центробанк РФ. Вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысил 0,1 процентного пункта в течение всего 2016 года. Потенциальное влияние сбора на прирост цен на продовольственные товары и услуги еще ниже. Это обусловлено тем, что доля транспортной составляющей в цене доставляемых товаров не превышает 1/10, что не является ощутимым для потребителя.

В условиях усиления справедливой конкуренции, к примеру, производители мяса даже заявили о снижении отпускной цены на отдельные виды продукции, в том числе свинину.
Российский опыт подтверждает и история запуска аналогов системы «Платон» в других странах - в Германии цены в результате внедрения системы взимания платы с «12-тонников» выросли всего на 0,1%, а в Австрии - на 1%.

Планы по возврату к изначальному тарифу

По просьбам бизнес-сообщества для адаптации грузоперевозчиков к требованиям законодательства государством был установлен временный льготный тариф, сниженный на 59% от изначально планируемого. В результате удалось не допустить повышения цен из-за спекуляций во время ввода системы: при включении в тариф на перевозку платы за ущерб дорогам изменение стоимости товаров не превысило доли процента – нескольких копеек в цене пакета молока или килограмма овощей.

Теперь поэтапный возврат к изначальному тарифу (3,06 руб/км) необходим для реализации запланированной программы развития дорожной сети. Это позволит расширить список регионов, которые с 2017 года получат деньги на ремонт и строительство дорог, а также мостов и путепроводов.

За счет сборов системы «Платон» до конца 2017 года отремонтируют 24 аварийных мостовых перехода и путепровода в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской, Тамбовской областях, а также в Бурятии, Краснодарском и Алтайском краях. На эти цели государством направлено 2,6 млрд рублей.

Также будут построены 7 новых региональных мостов, на софинансирование которых выделено еще 9,3 млрд рублей от системы «Платон». Первый из объектов уже был досрочно открыт в октябре этого года – Затонский мост в Уфе (1,5 млрд руб.). В 2017 году будут построены еще четыре перехода в Нижегородской и Ростовской областях, а также Республике Алтай и Карелии. В частности, будет открыто движение на мосту через р. Катунь (600 млн руб.), Гоголевском путепроводе в Петрозаводске (600 млн руб.), мосту через р. Волга в Нижнем Новгороде (3,6 млрд руб.), а также Ворошиловском мосту в Ростове-на-Дону (1,5 млрд руб.).

В 2018 году предполагается ввести в эксплуатацию Фрунзенский мост в Самаре (1 млрд руб.), а в 2019 году - мост через р. Волгу в подмосковной Дубне (500 млн руб.).

В Санкт-Петербурге состоялась III ежегодная конференция «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области». В деловой программе мероприятия приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, заместитель главы Росавтодора Дмитрий Прончатов, представители Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, профильных ведомств, профессиональных сообществ и крупнейших организаций транспортной отрасли.

Одной из главных тем конференции стало обсуждение механизмов создания эффективных транспортных ГЧП-проектов. В ходе рабочей сессии «Съезд регионов. Реализация транспортных проектов с привлечением частных инвесторов и федерального софинансирования» было отмечено, что применение схемы государственно-частного партнерства в развитии инфраструктуры России доказало свою эффективность. В нынешних экономических условиях применение такого механизма является особенно результативным.

По словам Дмитрия Прончатова, один из показательных примеров работы ГЧП на федеральном уровне - система «Платон», которая уже доказала свою эффективность в качестве нового неналогового источника наполнения дорожного фонда страны. За время ее работы в госбюджет собрано 17 млрд рублей, а до конца текущего года сумма должна увеличится до 20 млрд рублей. Благодаря этому у государства появилась возможность претворять в жизнь инициативы регионов, у которых без дополнительного источника финансирования не было шансов на реализацию исключительно за счет местного бюджета. В этом году в Росавтодора поступило уже шесть заявок на региональные дорожные инвестпроекты, которые с 2017 года претендуют на софинансирование за счет сборов системы «Платон». Их общая стоимость строительства составляет почти 150 млрд рублей, а протяженность достигает 248 километров. «В частности, речь идет о строительстве транспортного обхода города Хабаровска, обхода города Перми и автодорожного моста в Новосибирске. Если бы не появился "Платон", мы бы этих проектов не увидели бы», - заявил Дмитрий Прончатов.

Сейчас проекты уже находятся на стадии реализации. Советник губернатора Хабаровского края Владимир Быченко, рассказал об опыте региона по подготовке к строительству 40-километрового автомобильного обхода Хабаровска. Дорога свяжет между собой транзитные потоки сразу трех федеральных трасс: А-370 «Уссури», Р-297 «Амур» и А-375 «Восток». Основные работы по строительству новой дороги могут начаться уже в следующем году. С ее вводом в эксплуатацию планируется снизить нагрузку на улично-дорожную сеть города и избавить жителей Хабаровска от транспортных заторов, вызванных большим количеством транзитного транспорта.

Участники сессии отметили важность работы банков в крупных дорожных проектах. Как отметила управляющий директор Центра ГЧП АО «Газпромбанк» Елена Бардашева, при выборе вариантов сотрудничества банки обращают внимание на стоимость проекта - от 1,5 млрд рублей, хорошую деловую репутацию подрядчика (потенциального партнера), правильное распределение рисков, финансовое участие частного партнера (минимум 20% собственных средств).

Также Дмитрий Прончатов, напомнил, что заявки на получение федерального софинансирования за счет средств системы «Платон» регионы могут подавать в Росавтодор два раза в год. Бюджетные трансферты на реализацию проектов будут передаваться в субъекты, а регионы обеспечат профессиональную подготовку новых проектов.

Необходимо отметить, что опыт и компетенция, приобретенные регионом во время работы по подготовке крупных проектов для получения федерального финансирования в транспортной сфере, будут очень полезны и для других отраслей: здравоохранения, социальной сферы, ЖКХ.

Для обеспечения безопасного и бесперебойного движения на федеральных трассах в период сильных снегопадов Росавтодор увеличил группировку спецтехники на подведомственной сети в 34 регионах. Мобилизовано 4900 снегоуборочных машин, для оказания помощи буксующим автомобилям на опасных спусках и подъемах дорог дежурят тягачи и эвакуаторы. Ведется круглосуточный мониторинг дорожной обстановки для предотвращения возможных внештатных ситуаций. Затруднений при движении транспортных потоков не выявлено.

Под особый контроль взяты трассы в Республиках Алтай, Хакасия, Тыва, Республики Бурятия, Алтайский край, Красноярском и Забайкальском краях, Кемеровской, Челябинской, Иркутской и Свердловской областей, где по данным Гидрометцентра 12 ноября ожидается сильный снег и метель. Кроме того, в связи с прогнозируемыми осадками в виде мокрого снега и риском образования гололедных явлений усилена работа дорожных служб в Мордовии, Татарстане, Марий Эл, Башкортостане, Чувашии, Удмуртии, Пермском крае, Карелии, а также Нижегородской, Кировской, Оренбургской, Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Тверской, Смоленской, Московской, Ярославской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Вологодской и Архангельской областях.

Дорожные службы обеспечат прикрытие всех опасных участков федеральных трасс, чтобы не допустить тяжёлых ДТП в этот период. За каждым километром будет осуществляться круглосуточный контроль оперативных бригад подрядных организаций и Росавтодора. Организовано межведомственное взаимодействие с ГИБДД и спасателями, что позволит максимально быстро оказывать специализированную помощь водителям и пассажирам в случае возникновения внештатных ситуаций.

Федеральные дорожники ведут постоянное оповещение водителей-дальнобойщиков по 15-му радиоканалу о состоянии проезда и изменениях погодных условий. В настоящее время большегрузный транспорт стабильно выполняет свои рейсы без ограничений проезда. Таким образом, доставка грузов продолжается в штатном режиме.

При движении по федеральным дорогам Росавтодор рекомендует водителям заранее планировать оптимальный маршрут и время выезда с учетом климатических условий, перед поездкой убедиться в технической исправности машины и сделать запас топлива, продуктов питания, теплой одежды.

Также важно обеспечить установку зимних или шипованных шин, оснастить большегрузный транспорт цепями противоскольжения, владельцам автомобилей с дизельными двигателями при отрицательных температурах следует применять только зимнее дизельное топливо. Выполнение данных простых правил станет залогом комфортной и безопасной поездки, снизит вероятность и последствия ЧС в случае аномальных снегопадов.

Также автомобилисты могут круглосуточно получить оперативную информацию о ситуации на каждой федеральной дороге по телефонам диспетчерских служб Росавтодора в регионах, опубликованных на сайте ведомства (http://rosavtodor.ru/activity/operation-of-federal-highways/highways/field-service/).

В заседании также приняли участие руководитель Росавтодора Роман Старовойт, генеральный директор компании-оператора системы «Платон» Антон Замков, а также представители грузоперевозчиков, грузоотправителей и профессиональных объединений участников автотранспортного рынка.

На открытии заседания Евгений Дитрих напомнил, что Рабочая группа создана для мониторинга внедрения и доработки механизмов системы взимания платы, а также с целью недопущения негативных последствий для участников рынка. В частности, благодаря эффективному взаимодействию в формате Рабочей группы был выработан и реализован ряд важных мер, упрощающих процесс перевозок с учетом действия системы «Платон»: снижены штрафы за нарушения, пользователи системы фактически освобождены от транспортного налога, введена постоплата, созданы удобные дополнительные сервисы для пользователей.

По словам Романа Старовойта, по итогам 12 месяцев работы системы «Платон» в ней зарегистрировано около 80% целевой аудитории. Пользователям выдано 570 тыс. бортовых устройств, также оформлено более 10,5 млн маршрутных карт. Он также напомнил, что по просьбам бизнес-сообщества для адаптации грузоперевозчиков к требованиям законодательства был установлен временный льготный тариф, сниженный на 59% от изначально планируемого. В результате удалось не допустить повышения цен. Поэтапный возврат к изначальному тарифу (3,06 руб/км) необходим для реализации запланированной программы развития дорожной сети. Это позволит расширить список регионов, которые получат деньги на ремонт и строительство дорог, а также мостов и путепроводов.

Бизнес-сообществом были отмечены положительные результаты от запуска системы, которые выражаются в улучшении состояния проблемных дорог в городах и субъектах, которые воспользовались субсидиями от дополнительных поступлений в дорожный фонд. В частности, в этом году по решению Правительства РФ первые средства от сборов системы «Платон» были направлены на ремонт более 1000 километров дорог в регионах и на строительство и реконструкцию 31 моста.

Основные опасения участников рынка вызвала деятельность «серых» перевозчиков, для окончательного пресечения работы которых отмечена необходимость ужесточения системы контроля. К июлю 2017 года на федеральных трассах страны будет функционировать уже 481 рамка стационарного контроля системы «Платон». Это позволит максимально тщательно осуществлять проверку факта внесения установленной законодательством платы со стороны каждого проезжающего «12-тонника». Продолжат работать и уже действующие 100 автомобилей мобильного контроля, функцией которых станет выявление нарушителей, пытавшихся объехать стационарную систему.

Учитывая специфику осуществления надзорных функций в сфере грузовых автомобильных перевозок и в целях обеспечения неотвратимости наказания, а также повышения ответственности грузоперевозчиков Минтрансом России совместно с профильными ведомствами прорабатывается вопрос о передаче ряда полномочий по анализу данных о выявленных системой «Платон» нарушителях из компетенции Госавтоинспекции в адрес Ространснадзора. В этом случае к компетенции Ространснадзора также перейдёт функция применения к нарушителям установленных законом мер административной ответственности. Соответствующий проект нормативного акта уже подготовлен и успешно прошел стадию общественных слушаний.