Новости с сайта Росавтодора

Первый замминистра транспорта РФ Евгений Дитрих провел селекторное совещание с представителями администраций субъектов-участников проекта «Безопасные и качественные дороги»
В мероприятии приняли участие руководители дорожно-транспортного комплекса 38 городских агломераций, а также специалисты федерального и региональных проектных офисов.

«В целом реализация идет на высоком уровне и ситуация с дорогами в городах улучшается. Сейчас разгар строительного сезона и надо не только сохранить набранные темпы, но и дополнительно ускорить их для максимального завершения работ на объектах до наступления осени», - подчеркнул Евгений Дитрих.

До конца года Минтранс также поручил регионам подготовить обновленные Комплексные схемы организации общественного транспорта. Данные документы будут взаимоувязаны с реализацией проекта «Безопасные и качественные дороги» в части финансирования строительства транспортных развязок и путепроводов, а также реконструкции перегруженных улиц с расширением проезжей части. Такая работа начнется уже с 2018 года.

Особое внимание в ходе селекторного совещания также было уделено вопросам контроля качества дорожных работ на этапе их производства и приемки заказчиком. Через программный комплекс «Эталон» к проверке региональных дорожников подключилась Счетная Палата РФ. Аудиторы приступили к сверке отмеченных в системе объемов выполненных работ с фактическими тратами субъектов из своих дорожных фондов.

Сегодня, 6 июля 2017 года, в рамках форума «Транспортные системы России» представители федеральных и региональных органов власти совместно с бизнес-сообществом определили стратегические перспективы развития государственно-частного партнерства в транспортном секторе на ближайшие годы.

От Федерального дорожного агентства в мероприятии приняли участие начальник Управления правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства Елена Семенова и заместитель начальника ФКУ «Дороги России» Казак Хардаев.

Специалисты Росавтодора рассказали о запуске механизма трехстороннего финансирования региональных инвестиционных проектов в сфере дорожной инфраструктуры. Особенностью данной схемы является предоставление федерального денежного трансферта для наиболее перспективных инфраструктурных решений, реализуемых за счет дорожных фондов субъектов РФ и частного капитала. В этом году Правительственной комиссией по транспорту принято принципиальное решение о распределении через Росавтодор межбюджетной поддержки первым трем проектам, находящимся в высокой степени готовности к реализации. В течение ближайших лет из госбюджета будут направлены транши на поддержку строительства автомобильного обхода города Хабаровска, возведение нового моста через р. Чусовая и автоподходов к нему в Пермском крае, а также создание Центрального моста через р. Обь в Новосибирске.

Стимулом для появления новых инвестиционных проектов в дорожной отрасли на региональном уровне стала государственная система «Платон», которая с конца 2015 года обеспечила дополнительные поступления в дорожный фонд страны более 28 млрд рублей. Новый неналоговый источник государственного финансирования позволил высвободить необходимые средства для вложения в ГЧП-проекты. По оценкам инвесторов, борьба за федеральные гранты в разы повысила активность регионов в части подготовки новых инфраструктурных инициатив: если в прошлом году на этапе подготовки к конкурсным процедурам находилось около 20 объектов, то сегодня их количество увеличилось до 100.

В числе следующих потенциальных претендентов на софинансирование от Росавтодора отмечается проект строительства Восточного выезда из Уфы на трассу М-5 «Урал», концессионное соглашение на реализацию которого было подписано этим летом. Также в Татарстане ведется подготовка инвестпроекта по созданию дороги от трассы М-7 «Волга» в районе города Мамадыш с мостом через реку Кама и обходом городов Нижнекамск и Набережные Челны. Самарская область планирует за счет трехстороннего финансирования начать строительство участка пр. Карла Маркса от пр. Кирова до границы городского округа Самара с реконструкцией участка магистрали «Центральная». Тюменская область ведет подготовку ГЧП-проекта окружной автодороги вокруг Тюмени.

Возможность предоставления трансфертов из госбюджета в крупные региональные проекты участники форума сравнили с механизмом, так называемой, инфраструктурной ипотеки. При этом в числе наиболее перспективных для частных инвесторов были названы проекты стоимостью от 5 до 30 млрд рублей.

Именно поддержка ГЧП-проектов в не сырьевом сегменте является одной из наиболее привлекательных возможностей для инвестиций у негосударственных инвесторов (частные институциональные инвесторы и пенсионные фонды, страховые компании и т.д.). Приход новых инвесторов позволит уйти от существующей практики олигополии госбанков на этом рынке. Потенциальный совокупный объем доступных для привлечения в инфраструктурные проекты транспортного сектора частных инвестиций эксперты оценили в размере от 300 млрд до 1 трлн рублей.

В качестве одного из новых финансовых инструментов для подготовки ГЧП-проектов на форуме была презентована схема привлечения регионом заемных средств под будущий налоговый прирост от реализации будущего инфраструктурного проекта («долг под прирост налогов»). Данная модель является более гибкой и эффективной с точки зрения действующего бюджетного законодательства в сравнении с классическим госдолгом и является более привлекательной с точки зрения макроэкономических факторов. В настоящее время на государственном уровне уже рассматриваются варианты реализации пилотных проектов по данной схеме.

Кроме того, участниками рынка отмечена необходимость реформы ценообразования в дорожном строительстве в части перехода от устаревшего базисно-индексного метода, а также создание условий для стимулирования наращивания мощностей и компетенций дорожно-строительных предприятий.

Объем федеральной поддержки региональных программ ремонта и строительства дорог в 2017 году превысит 120 млрд рублей. Об этом заявил глава Росавтодора Роман Старовойт на заседании Совета директоров Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР». В мероприятии приняли участие представители Минтранса России, Счетной палаты РФ, депутаты Государственной Думы РФ, а также руководители региональных и муниципальных органов управления дорожным хозяйством в субъектах страны.

По словам Романа Старовойта, из федерального дорожного фонда по регионам уже распределены 87 млрд рублей. В данную сумму входят субсидии по программе «Автомобильные дорог», софинансирование особо значимых региональных дорожных проектов, средства на строительство новых дорог с твердым покрытием к сельским поселениям и трансферты на подготовку к проведению чемпионата мира по футболу. Еще 10 млрд рублей возвращены субъектам в счет неиспользованных трансфертов прошлого года. Кроме того, дополнительные 24 млрд рублей предусмотрены в рамках целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя.

«При распределении средств установлены четкие целевые показатели. К примеру, в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2018 году уже более 50% дорог в 38 городских агломерациях страны будут приведены в нормативное состояние. Положительный эффект от реализации проекта почувствуют на себе более 40 млн человек», - подчеркнул глава Росавтодора.

Подводя итоги деятельности региональных дорожников за предыдущий период, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин отметил, что в 2016 году на дорогах субъектов было отремонтировано свыше 11 тыс. километров, что на 38% превысило показатели прошлого года. Также были успешно введены в эксплуатацию участки протяженностью свыше 1,6 тыс. километров вновь построенных дорог. Кроме того, удалось сохранить высокую динамику темпов ввода в эксплуатацию новых мостов и путепроводов.

Главными приоритетами в работе дорожников на ближайшие пять лет Игорь Старыгин отметил выполнение поручений президента об удвоении объемов дорожного строительства и приведении действующей сети дорог в нормативное состояние. Еще одним приоритетом является повышение безопасности дорожного движения и увеличение сроков службы покрытий. В этой связи участники мероприятия обсудили переход федеральных дорог на новые нормативы финансирования ремонта и содержания трасс различных категорий. За счет новых стандартов продолжительность межремонтных сроков службы покрытий на дорогах высшей категории будет увеличена до 12 лет, а ежегодная экономия бюджетных средств составит около 5%.

В рассмотрении приоритетных вопросов в области дорожного хозяйства приняли участие руководители крупнейших отраслевых объединений: Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, НП «СОЮЗДОРСТРОЙ», Ассоциации «АСПОР», НП «РОДОС». Была отмечена эффективность внедрения нового неналогового источника наполнения дорожного фонда страны – государственной системы «Платон». Благодаря ее работе в прошлом году уже удалось выполнить неотложный ремонт более тысячи километров самых проблемных дорог в 40 городах и регионах страны. Кроме того, обеспечено финансирование ремонта 24 аварийных и строительство 7 новых мостов.

4 июля в Государственной Думе РФ на заседании фракции «Единая Россия» глава Росавтодора Роман Старовойт рассказал депутатам о реализуемой стратегии повышения безопасности дорожного движения.

За последние пять лет на федеральных дорогах ежегодно отмечается 4-5% снижение количества ДТП с пострадавшими за счет постоянного совершенствования дорожной инфраструктуры. В текущем сезоне дорожные работы уже развернуты на 8,5 тысячах километрах дорог, что составляет почти 17% от их общей протяженности. Это позволит к концу года привести в нормативное состояние уже 77,5% федеральных трасс.

Особое внимание депутаты уделили вопросам установки новых линий электроосвещения на федеральных дорогах, так как данная мера способна снизить аварийность на 20-30% на сложных участках трасс в темное время суток.

По словам Романа Старовойта, с начала 2000-х годов протяженность линий электроосвещения на федеральных трассах увеличилась более чем в 3 раза. На сегодняшний день освещение обустроено на 7,5 тыс. километров подведомственных Росавтодору дорог. До 2019 года федеральные дорожники планируют дополнительно запустить в эксплуатацию еще 600 километров новых линий искусственного освещения. Также предполагается, что уже к 2025 году 75% всех осветительных устройств на федеральных трассах будут оснащены энерогоэффективными светодиодами.

Отвечая на вопрос депутатов об освещении федеральной трассы А-370 «Уссури» в районе населенного пункта Черниговка (с 567-го по 571-й км), глава Росавтодора подчеркнул, что данный объект уже включен в программу работ на 2017-2018 гг. Кроме того, на трассе также будут освещены участки с 315-го по 316-й километр в районе с. Знаменка, с 587-го по 588-й километр в районе с. Сибирцево и с 12 по 15 километр в районе п. Сосновка.

Также глава Росавтодора рассказал депутатам о принимаемых мерах для снижения статистики аварийности на дорогах Забайкальского края. В прошлом году было отремонтировано 24,5 километра федеральных трасс в регионе (23% от их общей протяженности). Благодаря улучшению инфраструктуры удалось на 27% сократить количество ДТП и добиться нулевого показетеля смертности в авариях. В этом году в целях улучшения дорожной обстановки на трассах в Забайкалье дополнительно будут установлены автономнее осветительные системы, а также защитное барьерное ограждение.

СПРАВКА:

В 2017 году Росавтодор приступил к разработке предложений для формирования общенациональной стратегии сокращения до минимума количества аварий с тяжкими последствиями. В ее основу будут заложены лучшие практики аналогичных программ в странах Северной Америки и Европы, где смертность на дорогах не превышает 50-60 человек на 1 млн. населения. В отечественной концепции будут учтены методы повышения безопасности дорожного движения на основе опыта США, Канады, Великобритании, Швеции, Италии, а также стран Восточной Европы.

1 июня на XXI Петербургском международном экономическом форуме руководитель Росавтодора Роман Старовойт и председатель Правления «Газпром нефти» Александр Дюков подписали меморандум о сотрудничестве в области развития придорожной инфраструктуры. Документ предполагает создание многофункциональных сервисных зон на ключевых федеральных трассах.

Росавтодор совместно с «Газпром нефтью» займутся разработкой и внедрением новых форматов организации объектов дорожного сервиса с целью повышения качества обслуживания автомобилистов. Помимо заправочных станций такие объекты будут включать в себя магазины, станции технического обслуживания, гостиницы и пункты питания. Это создаст максимально комфортные условия для водителей в рамках повседневных поездок, а также междугородних автопутешествий по России.

Предполагаемые места строительства сервисных зон охватывают основные транспортные коридоры страны. В Центральной России новые объекты построят на трассах М-2 «Крым», М-5 «Урал», М-7 «Волга», М-8 «Холмогоры», М-9 «Балтия», А-104 «Москва – Дубна», а также на Московском большом и малом кольцах. Кроме того, объекты придорожной инфраструктуры появятся на северо-западе страны на трассе А-181 «Скандинавия», в Сибири и на Урале – вдоль трасс Р-255 «Сибирь», Р-257 «Енисей» и Р-404 «Тюмень – Ханты-Мансийск», на юге России – на автомобильных дорогах в районе Туапсе, Ростова-на-Дону, Таганрога, Армавира, Ставрополя и трассе А-290 «Новороссийск – Керчь».

Также стороны договорились о совместной работе в области совершенствования нормативно-технического регулирования для ускорения сроков реализации проектов новых многофункциональных сервисных зон и внедрения в России лучших зарубежных практик в области организации придорожного обслуживания автомобилистов.

- Благодаря развитию объектов дорожного сервиса мы ожидаем подъем автомобильного туризма и появление новых рабочих мест в регионах. Реализация программы позволит решить проблему неравномерного распределения объектов сервиса на всем протяжении федеральных дорог. Удастся исключить участки длиной в несколько сотен километров без комплексного обслуживания. Параллельно с этим до конца 2018 года все федеральные трассы Росавтодор приведет в нормативное состояние», - подчеркнул Роман Старовойт.

- Развивая собственную розничную сеть, компания накопила опыт и компетенции в сфере организации дополнительного сервиса на заправочных станциях. В сотрудничестве с Росавтодором мы надеемся ощутимо повысить уровень комфорта на российских дорогах. Строительство многофункциональных заправочных комплексов на федеральных трассах расцениваем как перспективное направление развития розничного бизнеса, - отметил Александр Дюков.