Новости с сайта Росавтодора

17 октября в рамках программы Международного форума-выставки «Дорога 2018» состоялось Пленарное заседание полугодовой научно-практической конференции Федерального дорожного агентства, на котором обсудили лучшие практики по реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» и перспективы национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

«Сегодня перед дорожной отраслью стоят новые задачи - во исполнение указа Президента РФ от 7 мая текущего года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года Правительством России утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Необходимо построить и модернизировать более 800 километров участков автодорог первой категории, - отметил в своем выступлении Помощник Президента Российской Федерации, Секретарь Государственного совета Российской Федерации Игорь Левитин. - В рамках развития транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов Российской Федерации и связью с другими городами будет расширена сеть автомобильных дорог. Также во исполнение этого же указа Правительством Российской Федерации разработан национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», который предусматривает целый ряд мероприятий по приведению дорожной сети регионов в нормативное состояние. Одна из целей проекта – снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в три с половиной раза по сравнению с 2017 годом до уровня, не превышающего четырех человек на сто тысяч населения, а в дальнейшем - стремление к нулевому уровню смертности на дорогах. Считаю, что это очень серьезная задача, которая стоит перед нами, но у верен, что мы совместно сможем ее решить».

Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации Иннокентий Алафинов подчеркнул в своем выступлении, что в дорожной отрасли происходят позитивные изменения: «Благодаря созданию дорожных фондов за последние 6 лет удалось практически вдвое увеличить протяженность федеральных трасс, соответствующих нормативным требованиям. Напомню, что в 2012 году таких трасс было всего 43%. Ежегодно вводятся новые участки федеральных дорог, за счет средств от системы «Платон» введены в эксплуатацию мосты в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Пензе, Петрозаводске и ряде других регионов. Показал свою эффективность приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги. В 38 крупнейших агломерациях уже приведено в нормативное состояние более половины существующей дорожной сети, ликвидировано 1,5 тысячи мест концентрации ДТП. Результат реализации затрагивает каждого третьего жителя России».

Сегодня вопрос качества дорог действительно стоит на первом месте для всего отраслевого сообщества. Приоритетный проект, который стартовал в 2017 году, реализуется в регионах с разным успехом. Один из передовиков-участников проекта – Республика Татарстан. Здесь, по словам Главы Республики Рустама Минниханова, основными направлениями программы стало приведение в нормативное состояние «вылетных» региональных дорог, а также главных магистральных улиц городов, формирующих основные транспортные потоки. За время действия программы в Респулике отремонтировано более 300 километров дорог, выполнены мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на 163 участках мест концентрации ДТП, 74 перекрестка оборудованы светофорами. Благодаря проделанному объему работ доля дорог, соответствующих нормативу, составляет 81%, уровень мест концентрации ДТП снизился на 73% к уровню 2016 года. Мероприятия проекта синхронизированы с республиканскими программами «Развитие общественных пространств» и «Ремонтом дворовых территорий». При осуществлении работ в обязательном порядке учитывалось общественное мнение. Важно отметить, что отремонтированная улично-дорожная сеть доступна для маломобильных групп населения. В настоящее время формируется программа по реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Практической стороне реализации проекта было посвящено выступление Главы Республики Бурятия Алексея Цыденова. «В первую очередь хотелось бы выразить благодарность за то, что этот проект появился –агломерации получили возможность развивать дорожную сеть на своих территориях. На момент присоединения Бурятии к проекту в Республике в нормативном состоянии находилось лишь 37% дорог, - сказал он. - За два года этот показатель увеличился до 58%». В планах – доведение уровня соответствия дорог нормативным требованиям к 2024 году до 87%. В рамках национального проекта один из приоритетных объектов, который планируют реализовать в ближайшее время - строительство третьего моста в городе Улан-Удэ, разделенном на части двумя большими реками.

По словам еще одного спикера - Заместителя Председателя Калининградской области Александра Рольбинова, участие в приоритетном проекте «Безопасные и качественные дороги» позволило привести в нормативное состояние дороги Калининградской области, наиболее нуждающиеся в ремонте. Общая протяженность дорог региона составляет около 9 тысяч километров, а протяженность дорог, входящих в Калининградскую городскую агломерацию - 1120 километров, из них в 2016 году нормативу соответствовало только 35%. К 2017 году – этот показатель составил 48%, в 2018 году он будет доведен до 58%. В агломерацию входит 14 муниципалитетов. За два года отремонтировано более 247 километров улично-дорожной сети. Объекты для ремонта выбираются с учетом статистики, которую предоставляет областная госавтоинспекция. 52% всех дорожно-транспортных происшествий происходят в Калининграде, поэтому ремонту дорог здесь уделяется особое внимание. К контролю за работой подрядных организаций активно привлекаются представители общественности. Строгая отчетность, которая предусматривает внесение информации о ходе выполнения работ в программный комплекс «Эталон», помогает более четко ставить задачи перед исполнителями и следить за выполнением всех целей.

В Удмуртской Республике 2018 год был объявлен годом дорог. Здесь реализуются масштабные и весьма значимые проекты. Для этого потребовалось настроить принципиально новую систему контроля качества выполнения работ, изменит подходы к расходованию средств на дорожное строительство, в том числе за счет применения местных материалов и современных технологий. Результат очевиден – работу по устройству дорожного покрытия в текущем году на всех объектах в рамках приоритетного проекта удалось завершить к концу августа, а уже в начале сентября после устранения подрядчиками замечаний, работы были приняты. Среди 63 объектов общей протяженностью 117 километров есть 8 участков местных дорог города Камабарка, который изначально не был включен в проект и присоединился благодаря экономии, которая возникла в результате торгов. Чтобы оперативно «подключить» этот город к реализации была поведена немалая предварительная работа. За работой подрядчиков в регионе внедрена пятиступенчатая система качества контроля работ.

Благодаря реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» удалось не только улучшить в разы состояние улично-дорожной сети регионов, но и спасти жизни сотен людей. Дороги становятся действительно безопасными. По словам начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения MBД PФ Михаила Черникова, задачи нацпроекта еще более амбициозны – необходимо не просто сократить количество очагов аварийности на трассах, а не допустить появления новых. Кроме того, особое внимание будет уделено сохранности построенных и отремонтированных автодорог благодаря созданию пунктов весогабаритного контроля.

Инновационные материалы и технологии для зимнего содержания автодорог - тема очередного круглого стола, который провели в рамках деловой программы международной выставки «Дорога 2018». В обсуждении приняли участие руководители дорожно-эксплуатирующих организаций, представители профильных департаментов и управлений региональных и муниципальных администраций, научного сообщества, эксперты Ассоциации зимнего содержания дорог, ФАУ«РОСДОРНИИ» и МАДИ.

Открывая работу круглого стола, руководитель аппарата Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова уточнила требования разработанного предварительного национального стандарта по зимнему содержанию, который вступил в силу с 1 сентября 2018 года. Документ ужесточает требования к срокам уборки снежных отложений и ликвидации зимней скользкости, конкретизирует формулировки и определяет методы контроля.

О планах Росавтодора по изменению верхнего и нижнего предела гранулометрического состава различных противогололёдных материалов рассказал заместитель начальника управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Андрей Чернигов. Федеральные дорожники подготовили изменения в ГОСТ, разрабатываемый ФАУ «РОСДОРНИИ». Предполагается уменьшить допустимый размер гранул отсева дробления практически в два раза – с 10 мм до 5-6 мм по примеру скандинавских стран и стран Европы. По мнению экспертов, это повысит комфорт и безопасность проезда: вылетающие на большой скорости из-под колес частицы не будут создавать помех автомобилистам и портить машины.

Собственным опытом применения двухфазных противогололёдных материалов поделились дорожники Казани. Кроме того, специалисты обсудили возможности метеоинформирования в качестве вектора развития технологий зимнего содержания, а также правовые аспекты подготовки и проведения закупок реагентов.

16 октября на коллегии Федерального дорожного агентства обсудили планы отрасли на ближайшую перспективу. В мероприятии приняли участие Министр транспорта Российской Федерации Евгений Дитрих, руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения MBД PФ Михаил Черников, депутаты Государственной Думы Российской Федерации Алексей Русских, Евгений Серпер и Сергей Тен, а также руководители Управлений Росавтодора и подведомственных федеральных казенных учреждений.

«Уже сейчас можно сказать, что в текущем дорожно-строительном сезоне Росавтодору удалось реализовать масштабные проекты на территориях, которые определены руководством страны в качестве приоритетных, - обратился к присутствующим Андрей Костюк и поблагодарил за достигнутые результаты. - Убежден, что работники отрасли и впредь будут добиваться выполнения поставленных перед ними целей».

«Президент России и Правительство Российской Федерации ставят перед дорожной отраслью на ближайшее будущее достаточно амбициозные задачи, которые определяют ее дальнейшее развитие. Изменения, которые должны произойти на дорожной сети в течение шести лет предполагают грандиозный масштаб: это и значительная поддержка региональных и местных дорог, и существенные работы, которые предстоит выполнить на федеральных трассах», - отметил Евгений Дитрих. – Подчеркну, что федеральные дорожники на сегодняшний день – в лидерах по строительству и реконструкции, ремонту и содержанию дорожной сети. Результат этой работы виден невооруженным глазом, этот труд наконец-то стали уважать пользователи дорог. Между тем, в свете реализации национального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» особое внимание по-прежнему уделяется обеспечению безопасности дорожного движения. Чтобы выполнить поставленные цели по снижению аварийности необходимо синхронизировать нашу работу».

Этому должен способствовать и один из 4 подпроектов нацпроекта - «Общесистемные меры дорожного хозяйства», в частности предусмотренные в нем меры по переходу на заключение долгосрочных контрактов и внедрение инноваций. Добиться успехов в данном направлении должны не только федеральные дорожники, но и их коллеги из регионов. Необходимо также создать единый реестр новых технологий, материалов и конструкций. Отдельное внимание следует уделить развитию информационного моделирования при проектировании объектов транспортной инфраструктуры - BIM-технологиям.

Безусловно, развитие современных трасс невозможно без новой производительности качества труда. Кроме того, в каждом из управлений Федерального дорожного агентства в обязательном порядке должна быть задействована система управления проектами от начала и до завершения их реализации.

Во многом своеобразным «проводником» для регионов призван стать приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги». С 2019 года опыт 36 агломераций по приведение региональной и местной дорожной сети в нормативное состояние будет распространятся на все субъекты Российской Федерации за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

Большая роль в реализации национального проекта принадлежит Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения MBД PФ. По словам Михаила Черникова, ГИБДД совместно с Министерством транспорта РФ и Федеральным дорожным агентством провели немалую работу в части подготовки паспорта национального проекта. За последние 10 лет в России смертность в дорожно-транспортных происшествиях сократилась фактически вдвое. В этом году во многом благодаря реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» также можно отметить положительную динамику – удалось сохранить более тысячи жизней. Однако задачи еще более амбициозны – сведение смертности на дорогах страны к нулю. Определенным двигателем в данном направлении должно послужить тиражирование положительного опыта межведомственного взаимодействия, а также опыта проектных офисов, в частности, контроля за работой подрядных организаций. Один из ярких примеров такой работы, который, в хорошем смысле этого слова, может стать для субъектов, вступающих в нацпроект, «шаблонным» - опыт ФКУ «Сибуправтодор», о котором рассказал руководитель учреждения Дмитрий Тулеев. С докладом о значении и результатах приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» и подготовке к реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» также выступил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов.

16 октября в рамках международного форума-выставки «Дорога 2018 состоялся круглый стол ассоциации РАДОР по вопросам использования средств дорожных фондов.

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих обратился с приветственным словом к коллегам из регионов и призвал субъекты, которые примут участие в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги», активно включиться в работу. «Участие в этом проекте - грандиозная ответственность, которая подразумевает дисциплину и слаженное взаимодействие. Важно, чтобы регионы были готовы использовать федеральные средства, не теряя времени на различные корректировки», - подчеркнул Евгений Дитрих.

С точки зрения бюджетной дисциплины, и это отметили все выступающие, в подавляющем большинстве субъектов ситуация заметно улучшилась. Нецелевое использование средств дорожных фондов на социальные и иные нужды, которое практиковалось ранее, теперь практически сведено на нет. У регионов с нового года появляется возможность пополнять дорожные «копилки» штрафами за нарушение правил дорожного движения, зафиксированных камерами фотовидеофиксации. А те регионы, где зафиксирован низкий процент соответствия дорожной сети нормативу, получат еще и дополнительную поддержку - часть акцизов на бензин и ГСМ оставят в местном бюджете.

По словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрия Прончатова, на поддержку регионов в этом году направлено 89 млрд рублей межбюджетных трансфертов, кассовое выполнение на 1 октября 2018 года составило 52%, что чуть выше аналогичного показателя прошлого года. «Необходимо, чтобы регионы начинали заблаговременную разработку проектно-сметной документации, своевременно вносили изменения в госпрограммы и раньше выходили на торги», - сказал он.

«На следующий год из федерального бюджета выделяют в четыре раза больше средств, чем в этом году», - отметил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов. «К проекту подключаются регионы, не имеющие опыта участия в подобных программах. Чтобы подрядные организации справились с многократно возросшим объемом работ, необходимо уже сейчас озаботиться вопросом и кадровой обеспеченности, и заготовки стройматериалов», - призвал он.

Руководители министерств транспорта и дорожного хозяйства Татарстана, Башкирии и Мурманской поделились опытом комплексной реализации программ различного уровня, который они готовы тиражировать для того, чтобы оказать методическую помощь другим регионам.

Участники специализированной выставки «Дорога 2018» обсудили перспективы цифровизации дорожной отрасли, развития интеллектуальных транспортных систем и создания транспортной инфраструктуры будущего. Этой теме был посвящен круглый стол. Модератором мероприятия выступил заместитель председателя правления по проектированию и инновационным технологиям Государственной компании «Автодор» Игорь Зубарев.

Начиная обсуждение темы «Заряд инноваций: цифровизация, ИТС», начальник отдела автомобильных дорог Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации Олег Ступников подчеркнул роль транспортной инфраструктуры и ее составляющей - автомобильных дорог в развитии экономики регионов и страны в целом. Внедрение инновационных технологий является одной из приоритетных задач дорожной деятельности Министерства транспорта РФ и Росавтодора. Олег Ступников остановился на работе по созданию реестра новых и наилучших технологий, материалов и решений в отрасли, который предусмотрен национальным проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

«Реестр - это база данных, включающая в себя полный перечень информации, необходимой для включения в проектно-сметную документацию конкретных конструкций, технологий, материалов, в том числе краткое техническое описание, спецификацию, чертежи, сметные нормы, - отметил Олег Ступников. - Он будет являться одним из элементов информационного моделирования для обеспечения интегрирования уже готовых решений».

Планируется, что его формированием займется ФАУ «РОСДОРНИИ» при участии специалистов Росавтодора и ГК «Автодор».

Участники мероприятия рассмотрели также вопросы стандартизации технологий информационного моделирования, создания ведомственной опорной геодезической сети как основы цифровой дороги, опыт использования BIM-технологий и специализированного программного обеспечения в проектах дорожной инфраструктуры.

Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Станислав Мамулат в своем докладе отметил основные тенденции развития интеллектуальных транспортных систем. Компании, работающие в данной сфере: ООО «Курсус», ООО «Городские Технологии», АО «СМАРТС», ООО «С-Инфо», представили свой вклад в формирование дорожной инфраструктуры будущего, в том числе опыт создания «умных дорог» в Белгородской области, где внедрили автоматическую систему весогабаритного контроля.

Особое внимание было уделено перспективам развития автоматизированных систем управления дорожным движением как платформы внедрения интеллектуальных сервисов, которые включают оценку транспортного потока, средней его скорости, состояния дорожного полотна, система умного освещения (интегрировать, чтобы дорога становилась цифровой), модуль управление парковочными зонами - парковочные сервисы.

По мнению участников выставки, развитие ИТС является важнейшим фактором снижения числа аварий на дорогах и важным этапом для создания цифровой экономики страны.